Неточные совпадения
Об одном только и тосковала
душа его, чтобы те претесные евангельские врата сыскать, чрез которые могла бы прейти от мрачныя и прегорькия
темницы в присносущий и неумирающий свет райского жития…
Поразив ужасом Москву, царь захотел явиться милостивым и великодушным. По приказанию его
темницы были отперты, и заключенные, уже не чаявшие себе прощения, все освобождены. Некоторым Иоанн послал подарки. Казалось, давно кипевшая в нем и долго разгоравшаяся злоба разразилась последнею казнью и вылетела из
души его, как пламенный сноп из горы огнедышащей. Рассудок его успокоился, он перестал везде отыскивать измену.
Меж тем Руслан далеко мчится;
В глуши лесов, в глуши полей
Привычной думою стремится
К Людмиле, радости своей,
И говорит: «Найду ли друга?
Где ты,
души моей супруга?
Увижу ль я твой светлый взор?
Услышу ль нежный разговор?
Иль суждено, чтоб чародея
Ты вечной пленницей была
И, скорбной девою старея,
В
темнице мрачной отцвела?
Или соперник дерзновенный
Придет?.. Нет, нет, мой друг бесценный:
Еще при мне мой верный меч,
Еще глава не пала с плеч».
Враг
души первый и злейший — плоть,
душа в ней подобна узнику в
темнице.
— Муж жене должен быть голова, господин, а мне такого ни в жизнь не стерпеть, — не глядя ни на кого, продолжала речь свою Фленушка. — Захотел бы кто взять меня — иди, голубчик, под мой салтык, свою волю под лавку брось, пляши, дурень, под мою дудочку. Власти над собой не потерплю — сама власти хочу… Воли, отваги
душа моя просит, да негде ей разгуляться!.. Ровно в каменной
темнице, в тесной келье сиди!..
Христианство научает постигать мир не только как ризу Божества или космос, но и как «мир сей»,
темницу для духа, оно вселяет в
души жажду освобождения от мира, стремление к прорыву за его грани.
Но чем больше изменяли мне все новые боги, тем явственнее подымались в
душе как будто забытые чувства: словно небесные звуки только и ждали, когда даст трещину духовная
темница, мною самим себе созданная, чтобы ворваться к задыхающемуся узнику с вестью об освобождении.
При воплощении
душа «теряет крылья и попадает в оковы тела», «погребается и остается в
темнице», «
души по необходимости становятся амфибиями, невольно ведя жизнь в тамошней и здешней области» (Enn. IV, lib. VIII, cap. IV).
Одна только забота, одно желанье — поскорей разбить
темницу, врагом для
души построенную, умертвить греховную плоть…
Тело — враг твой, оно —
темница твоей
души, ломай ее, разрушай, освобождай из нее свою
душу…
Оно не разрывается при освобождении
души из созданной врагом
темницы смертью, — смертью, как зовете вы, язычники, освобождение
души от вражеских уз и плачете притом и рыдаете.
Душа-де, как в
темнице, заперта в дьявольской плоти, страдает в ней и мучится.
Душа только дорога нам, тело и все ублажающее его — тюрьма
души,
темница, врагом согражденная.
Прекрасно созданное тело теперь, на взгляд ее, построенная злым духом
темница для мучений
души ее.
На
темницу своей
души залюбовалась?..
Плоть смиряйте, без жалости умерщвляйте,
душу спасайте, из вражьей
темницы освобождайте.
Глубокая пропасть ложится теперь между телом человеческим и
душою. Для Эмпедокла тело — только «мясная одежда»
души. Божественная
душа слишком благородна для этого мира видимости; лишь выйдя из него, она будет вести жизнь полную и истинную. Для Пифагора
душа сброшена на землю с божественной высоты и в наказание заключена в
темницу тела. Возникает учение о переселении
душ, для древнего эллина чуждое и дико-непонятное. Земная жизнь воспринимается как «луг бедствий».
Живая жизнь есть страдание и унижение божества, есть его растерзание; тело —
темница, в которой томится
душа, отторгнутая от своей родной, божественной стихии, тяжко страдающая в своем обособлении.
В мире материальном, в теле
душа находится как бы в
темнице и жаждет освобождения от тюремного заключения, возвращения на духовную родину из плена этого падшего мира.
Мертвая осенняя природа; тяжелые, подобно оледенелым валам, тучи, едва движущиеся с севера; песчаная степь, сердито всчесанная непогодами; по ней редкие ели, недоростки и уроды из царства растений; временем необозримые, седые воды Чудского озера, бьющиеся непрерывно с однообразным стоном о мертвые берега свои, как узник о решетку своей
темницы; иссохший лист, хрустящий под ногами путника нашего, — все вторило состоянию
души Владимира.
Отказ Фалалея от получения свободы из
темницы ценой унижения Тении так сильно ее утешил, что она не только не боялась Тивуртия, но ощущала в
душе усиленную бодрость, и это выражалось в ее игре на арфе. И хотя содержатель ночных шатров так же, как Тивуртий, не одобрял ее целомудрия, но его ночные посетители были сострадательнее к горю бедной арфистки, и монеты из рук их падали к ногам Тении, а она собирала их в корзинку, где у нее, в зеленых листьях, лежал сухой черный сыр и плоды для детей.